Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Решение задач на тему: Арт-терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника

Купить за 100 руб.
Страниц
65
Размер файла
182.24 КБ
Просмотров
16
Покупок
0
Актуальность исследования. Постиндустриальный этап развития общества предъявляет качественно новые требования к человеку, обусловливает необходимость становления успешной, коммуникативной, творческой,

Введение

Актуальность исследования. Постиндустриальный этап развития общества предъявляет качественно новые требования к человеку, обусловливает необходимость становления успешной, коммуникативной, творческой, яркой индивидуальности, что находит отражение в материалах Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", проекте "Современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики до 2020 года".

Формирование творчески активный личности, имеющий способность эффективно решать проблемы жизни нестандартно, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием для дальнейшего развития личности, ее успешной творческой деятельности.

В трудах местных психологов творчество выступает как наиболее характерная, специфическая особенность творческого мышления, которая отличает ее от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией.

Проблема развития творческих способностей младших школьников рассматривалась в отечественных и зарубежных исследованиях Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Дж. Гилфорда, П.Е. Торренса и др. В данных исследованиях раскрыта сущность понятия "творческие способности", представлены особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.

При всем многообразии исследований, необходимо отметить их теоретико-методологический характер. Для осуществления же реального педагогического процесса, способствующего развитию творческих способностей учащихся, необходимо выявить комплекс психолого-педагогических условий, разработать технологическое обеспечение его реализации. Таким образом, проблемой исследования является существующее противоречие между потребностью общества в думающих, способных эффективно действовать в нестандартных ситуациях гражданах и недостаточной разработанностью различных методик и подходов к развитию творческих способностей младших школьников в учреждении дополнительного образования. Данное противоречие так же определяет актуальность нашего исследования и выбор темы: "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования.

Исследователи подчеркивают вероятность психолого-педагогического руководства познавательной деятельностью младшего школьника в целях воспитания креативности. Для этой цели в психолого-педагогической литературе предложен ценный инструмент в деятельности образовательного учреждения - арт-терапия. Данный прием способствует удовлетворению потребности личности в самовыражении, самопознании и саморазвитии.

Целью исследования теоретически обосновать и реализовать условия развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.

Объект исследования - творческие способности младших школьников.

Предмет исследования - развитие творческих способностей у младших школьников средствами арт-терапии.

Гипотеза исследования: использование средств арт-терапии положительно влияет на развитие творческих способностей младшего школьника.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, на основании которого выявить теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.

2. Провести диагностику творческих способностей младших школьников.

3. Составить и апробировать программу, направленную на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.

4. Выявить эффективность программы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.

В качестве методов исследования нами были использованы теоретический анализ, тестирование, методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов.

Практическая значимость результаты исследования и составленная программа, направленная на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии, могут быть использованы в практике школьной психологической службой.

Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 40 учащихся. Возраст школьников 8-9 лет, учащиеся 2 класса КГБОШИ "Бийский лицей-интернат Алтайского края".

Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Глава I содержит теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредством арт-терапии. В главе II описано экспериментальное исследование творческих способностей в младшем школьником возрасте и создание условий развития творческих способностей у младших школьников средствами арт-терапии.

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредством арт-терапии

1.1 Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества и творческих способностей в зарубежной и отечественной психологии

Творчество - одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, культурологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом уровнях.

Значительный вклад в протекание проблемы творчества внесли как отечественные (Богоявленская Д.Б., Гнатко Н.В., Дружинин В.Н, Дунчев В.Н., Ермолаева-Томина Л.Б., Козленко В.Н., Морозов А.В., Пономарев Я.А., Чернилевский Д.В., Рубинштейн С.Л., Яковлева Е.Л. и др.), так и зарубежные исследователи (Де Боно, Гилфорд Дж., Маслоу А., Медник С., Мэй Р., Ротенберг А., Рорбах М., Танненбаум А., Торренс Е. П., Раштон Ф., Рензулли Дж., Роджерс К., Роджерс Н., Стернберг Р., Фельдхъюзен Дж., Хеллер К. и др.) [25].

Вопрос творчества первоначально получила широкое распространение в зарубежной психологии. Здесь этот вопрос особенно широко рассматривался представителями когнитивного направления.

Фактически к первым исследованиям можно отнести уже работы Ф. Гальтона, занимавшегося исследованием интеллектуальной одаренности (творчество здесь выступает в качестве интеллектуальной одаренности). Интеллектуальная одаренность при этом оценивалась на основе измерения коэффициента интеллекта [34].

Главный признак творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа видят в специфической мотивации.

Разница заключается только в том, какая мотивация лежит в основе творческого поведения. 3. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социально приемлемой форме сексуальная фантазия.

А. Адлер рассматривал творчество как метод восполнения "комплекса неполноценности". Наибольшее интерес феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем обнаружение архетипов коллективного бессознательного.

Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за Адлером А.) считал творчество процессом восхождения личности к "идеальному Я", способом ее самораскрытия.

Гуманистические психологи (Оллпорт Г. и Маслоу А.) считали, что первоначальная основа творчества - мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия, по Маслоу, это потребность в самореализации, полного и независимого осуществления своих талантов и возможностей в жизни [16].

Систематическое изучение творчества в зарубежной психологии начинается в начале 50-х и связана с именем Дж. Гилфорда, который предложил психологи сосредоточиться на развитии возможностей для творчества. Его концепция, которая является кубообразной структурой моделью интеллекта. Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентной и дивергентной [34].

Конвергентное мышление (схождение ) актуализируется только тогда, когда человек решает проблему, нужно найти правильное решение.. Дивергентное мышление определяется как " тип мышления, идущего в разных направлениях. " Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Дивергентного мышление стало определением творческого мышления в этом направлении [34].

Линия исследования, начатая Дж. Гилфордом, наиболее последовательно продолжал Е.П. Торранс. В основе работ проведенных Е.П. Торрансом, лежит мнение о том, что процессы, относящиеся к решению проблемной ситуации - от обнаружения задачи до сообщения о ее решении, - имеют прямое отношение к творчеству. Само определение предполагает, что Е.П. Торренс включает в число проявлений творчества не только специфические для него феномены (например, формулировку гипотез), но и те особенности, которые непосредственно связаны с общим интеллектом (например, проверку гипотез).

Значительные пересечения интеллекта и творчества были найдены в экспериментальном изучении характеристик творчества, выделенной Е.Р. Торрансом - беглости, гибкости, оригинальности и разработанности.

Итак, Дж. Гилфорд и П. Торренс принадлежат к сторонникам определения творчества по характеристикам результатов ее проявления. Подход этих авторов позволил иначе взглянуть на вопрос связи между творчеством и интеллектом [34].

Исследователи интеллекта пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на отличие творческой способности и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем.

Вопрос творчества является одной из основных загадок для психологии личности и ее развития.

Идея "творчество" в самом общем виде означает разработку новых, оригинальных, более совершенных материальных и духовного смысла, обладающего объективной или субъективной ценностью.

Э. Фромм сужает мысль до определения его как "способности удивляться и познавать, способность находить ответ в нестандартных ситуациях, нацеленности не открытие нового и способности к глубокому освоению своего опыта", подчеркивая не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность [21].

К.В. Тэйлор рассматривает творчество как решение задач, выделяет шесть групп определений творчества:

5. определения типа "Гештальт", в которых подчеркивается создание новой целостности;

6. определения, ориентированные на "конечный продукт", или "инновационные" определения, в которых подчеркивается продуцирование чего-то нового;

7. "Эстетические", или "экспрессивные", определения, в которых подчеркивается самовыражение;

8. определения в терминах "мышления, ориентированного на решение", в которых подчеркивается не столько решение, сколько сам мыслительный процесс;

9. разнообразные определения, не укладывающиеся ни в одну из вышеперечисленных категорий [39].

Ф. Барон, осуществивший анализ исследований по творчеству за 10 лет (с 1970 по 1980 гг.), делает вывод о том, что для большинства исследований характерны следующие общие позиции: "Творчество - это потребность адаптивно реагировать на потребность в новых подходах... Это способность включать в жизнь что-то новое... Новая адаптация обычно способствует большей гибкости и повышает вероятность роста и выживания", "Творчество - это "что-то новое" - это обычно продукт, являющийся результатом процесса, осуществляемого человеком... Характеристиками этих новых продуктов, или процессов является их новизна, оригинальность, разумность, умение удовлетворять потребности, адекватность. Многие продукты являются процессами, а многие процессы - продуктами. А человек одновременно и процесс и продукт" [8].

Р. Муни выделяет четыре основных подхода к творчеству в зависимости от того, какой из четырех аспектов проблемы выходит на первый план: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс; творческая личность[39].

В современных исследованиях наметился так называемый синтетический подход, где интеллектуальные, личностные и социальные факторы признаются одинаково значимыми для развития творчества.

Таким образом, опираясь на мнение В.Н. Дружинина и Е.Л. Яковлевой условно можно выделить три направления в изучении творчества:

10. когнитивное (Де Боно, Гилфорд Дж., Дунчев В.Н., Медник С., Мэй Р., Ротенберг А., Рорбах М., Торренс Е.П., Холодная М.А. и др.);

11. личностное (Кокс К., Маслоу А., Тэйлор К., Роджерс К., Роджерс Н., Роу Э., Шавинина Л.В. др.);

12. синтетическое (Богоявленская Д.Б., Каплан С., Пертайтите А.М., Раштон Дж., Рензулли Дж., Стернберг Р., Танненбаум А., Фельдхъюзен Дж., Хеллер К., Яковлева Е.Л. и др.).

На современном этапе развития отечественной психологической науки выделяется обобщающий подход, представители которого рассматривают творчество как интегративное свойство личности, целостно и в развитии (Гнатко Н.В., Дружинин В.Н., Ермолаева - Томина Л.Б., Козленко В.Н. и др.) [17].

Итак, разнообразные определения и подходы к изучению проблемы творчества, характеристики творчества, их анализ, показывают существование различных позиций, мнений, их неоднородность и проблемный характер. [20].

Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблема развития творческих способностей все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, факторах развития творческих способностей, нет единого взгляда на феноменологию, классификацию качеств творческой личности.

Таким образом, исследование проблемы творчества в настоящее время приобретает комплексный характер, является вопросом анализа различных дисциплин, и представляет собой важную сфера исследований, расположенную на границе различных отраслей познания о человеке - педагогики, социологии и психологии [35].

Рассмотрев теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии, перейдем к раскрытию психологической основе творческих способностей.

Творческие способности относятся к особому типу генирализованных способностей, сочетающих в себе познавательную, мотивационную и коммуникативную часть.

Необходимо также помнить, что под творческими способностями понимают то, что не относится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

Ученые, изучающие творчество учащихся, утверждают, что данный феномен выступает как единство рационального и иррационального.

Иррациональность в учении связывается с такой способностью ученика, как его интуиция (способность непосредственно, неосознанно, неожиданно проникать в суть изучаемого явления). По аналогии с состав научного творчества, данной А.М. Селезневым, можно выделять этапы творческого процесса ученика: обнаружение проблемы; сбор информации; "сосредоточение усилий формации; "окружение проблемы; сбоят этапы творческого в сущность изучаемого явления рационального и иррационального", которые иногда приводят к решению задач, а иногда вызывают утомление; уход от проблемы, переключение на другие дела; этап эврики, решения; звено практического применения знаний.

Технологической основой развития творческих способностей является проработка каждого этапа в творческих ситуациях. Анализ психолого- педагогической литературы, позволил выявить следующие основные признаки сформированности творческих способностей младших школьников: определенный фонд знаний, умений, их качество (верные - не верные, твердые и нетвердые) степень их общности; уровень развития психических процессов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимание, память, воображение.

Именно эти качества по данным психологов, являются основой продуктивного мышления.

Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие "творческие способности" требует длительной, целенаправленной работы.

Для развития творческих способностей в учебные занятия необходимо включать различные игры, загадки, ребусы. Головоломки, занимательные задачи, а также проводить нестандартные уроки: урок - путешествие, урок - лабиринт, урок - сказка.

Внедрение в состав уроков подобных занятий создает вероятность вовлечения учащихся в посильную для них творческую работу, что является необходимым условием формирования творческих способностей у младших школьников. Задания этого вида побуждают учащихся к самопроизвольности в постановке цели, и в составлении задания, и в достижении нового результата, рассмотрим структуру творческой деятельности учащихся.

Структура творчества может быть определена составом самой познавательной деятельности учащихся: содержательная, операционная, мотивационная.

Отличие творческой деятельности от других видов учебной деятельности состоит в том, что учеников не обучают непосредственному осваиванию тем или иным действием, приемом, операцией, а создают такой климат в учебном занятии, который требует особого деятельного состояния ума, приводящего к необходимости использования нестандартных условий. Ученик находится в сложной ситуации, в первой момент не вполне для него определенной. Психологи называют это психической напряженностью. Психическая сосредоточенность обуславливается характером деятельности: встреча со сложным знанием и неясностью в поиске решения, установленный лимит времени на выполнение задания и, как следствие, увеличение темпа умственной работы для его выполнения, совмещение деятельностей.

Отсюда вытекает важный вывод: познавательный процесс будет творческим и полноценным в том случае, если кроме эмоциональной сферы ученика (настроения радости, удивления внимания к объекту) и появление познавательного тяготения - интереса, учитель сможет создать и поддержать необходимое время "давление" в познавательной деятельности, инструментом которого является психическая напряженность.

Под творческим процессом понимается совокупность специальных умственных приемов (творческого и нетворческого характера), образующих определенную систему целостность, позволяющую достигнуть научного результата. Этот мысленный преобразовательный процесс, регулятором которого является внутренний мир человека, объективно связан с познавательным процессом, регулятором которого является внешний мир.

Оглавление

- Введение

- Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредством арт-терапии .1 Арт-терапия как средство развития творческих способностей

- Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

- Развитие творческих способностей посредством арт-терапии Выводы по первой главе

- Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте .1 Организация и методы исследования

- Методы и Анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей детского младшего школьного возраста

- Теоретическое обоснование программы

- Оценка эффективности реализованной программы Выводы по второй главе

- Заключение

- Список используемых источников и литературы

- Приложения

Заключение

Выдвинутая в начале исследования гипотеза, получила свое подтверждение.

Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и во вне учебной. Так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т. д.

Наше исследование будет интересным и полезным в педагогической и психологической практике. Оно позволит организовать деятельность по развитию творческих способностей школьников на разных возрастных этапах.

Перспективами исследования может стать организация работы по развитию творческих способностей со школьниками подросткового возраста.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
65
Размер файла
182.24 КБ
Просмотров
288
Покупок
0
Арт-терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника
Купить за 100 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1951 оценок
среднее 4.2 из 5
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+

Рассчитай стоимость работы через Telegram